Программа повышения квалификации:
Продолжительность курса: 72 академических часа
Стоимость обучения: 10 000 руб.
Скачать коммерческое предложение
Форма обучения:
очная, очно-заочная, с применением дистанционных технологий
Возможно проведение мероприятия в корпоративном, индивидуальном формате, в форме вебинара.
Выдаваемый документ:
Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Для кого предназначен данный курс:
-
Руководители, специалисты, работники, направленные на работу в Арктику и районы Крайнего Севера.
Цель программы:
получение новых компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, направленных на психологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности, повышение качества жизни и защищённости персонала в регионе. Актуальность обучения по программе обусловлена — экстремальностью климатогеографических условий, в которых приходится жить и работать специалистам. Специфика этих условий, а также государственная важность решаемых в Арктике профессиональных задач требуют целенаправленного формирования психологической системы, направленной на поддержание необходимого уровня работоспособности и функционального состояния в процессе выполнения профессиональных обязанностей в различных условиях с сохранением физического и психического здоровья работников. Указанная психологическая система может быть создана путем специально организованного обучения с использованием современных педагогических и психокоррекционных технологий. Результаты обучения (компетенции):
-
понимание факторов успеха и стресса жизнедеятельности в Арктическом регионе;
-
знание рисков деструктивных изменений личности и деятельности, работающих в Арктике и готовность управлять рисками через сознательное формирование адаптивных стратегий;
-
владение методиками самооценки личностных ресурсов выполнять профессиональную деятельность в арктических условиях;
-
освоение технологий саморегуляции физического и психического состояний;
-
создание оптимальной для конкретных условий жизнедеятельности в Арктике.
Программа повышения квалификации и требования к результатам освоения программы разработаны с учетом государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2021г. No 484, а также рекомендаций Санкт-Петербургского Арктического конгресса (2019, 2020 гг).
Предварительная подготовка:
Желательно заранее прислать наиболее острые и волнующие вопросы из тех, что будут освещаться на семинаре. Это сэкономит время и сделает семинар более практичным.
Методы и формы работы:
Занятия проводятся в режиме интенсивного взаимодействия тренера и участников. Используются работа в малых группах, мозговой штурм, наглядные материалы. Моделируются ситуации, в которых участники будут ощущать действие тех же факторов, с которыми они сталкиваются или могут столкнуться на работе. В ходе последующего обсуждения участники не только наблюдают, анализируют, делают выводы и получают необходимую теоретическую информацию, объясняющую их непосредственный практический опыт, но и соотносят с помощью ведущего свой имеющийся и полученный опыт и знания.
Программа курса
открыть программу в pdf
Тема 1. Факторы успеха и стресса профессиональной деятельности в Арктической зоне России
-
Государственная стратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года. Программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2021г. No 484.3.
-
Территория Арктической зоны, региональная характеристика, геополитика, социально-экономическое развитие, экология, демография Арктики.
-
Арктический регион как площадка для самореализации человека. Психологические факторы успеха профессиональной деятельности: мотивация и направленность личности, способности, знания и умения, опыт (компетенции), функциональные состояния.
-
Особые условия жизнедеятельности в Арктике как факторы, снижающие успешность и повышающие стресс человека.
-
Комплекс климатогеофизических, экологических, производственных (специфика организации труда) и социально-бытовых факторов Арктической зоны, создающих определённый и существенный риск для возникновения нарушений здоровья лиц, подвергающихся их воздействию.
-
Природные и антропогенные факторы и их влияние на функциональные системы организма человека. факторы риска нарушений здоровья.
-
Физиологические проявления стресса. Физиологические реакции на стресс человека. Деструктивное поведение. Патологическая метеочувствительность.
-
Негативная динамика функционального состояния работающих в Арктике. Профессиональные риски в контексте медицинских проблем.
-
Психологический и экзистенциальный стресс при работе в Арктике и его симптомы. Психологические причины стресса, характер воздействия, симптомы.
-
Результаты исследований персонала в Арктической зоне: психическое выгорание, психоэмоциональное напряжение, конфликтность и агрессивность, чувство социальной изоляции, социальный дисинхроз.
-
Актуальность психологического обеспечения профессиональной деятельности и жизни в Арктической зоне.
Тема 2. Мониторинг рисков для человека и профессиональной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации
-
Риски деструктивных изменений личности и деятельности работающих в Арктике: медицинский и психологический аспекты.
-
Понятие ресурсов как системы возможностей личности преодолевать сложные стрессогенные профессиональные ситуации.
-
Ведущая роль человека-личности, субъекта деятельности, системы его отношений в динамике профессиональных рисков.
-
Личностные ресурсы преодоления неблагоприятных условий как внутренние средства, которыми обладает и которые использует человек для обеспечения эффективной деятельности, преодоления стресса и поддержания оптимального функционального состояния (телесные, душевные и духовные).
-
Средовые ресурсы как совокупность внешних средств, которыми обладает и которые использует субъект в процессе адаптации (характеристики профессиональной деятельности, средства, условия, организация труда).
-
Система управления рисками:мониторинг, оценка, контроль.
-
Оценка риска: определение и сопоставление негативных факторов среды, личностных и средовых ресурсов.
-
Управление профессиональными рисками через формирование эффективных адаптационных стратегий.
-
Адаптационные стратегии как способность работника к управлению своей эргатической системой, с целью поддержания работоспособности и функционального состояния в процессе выполнения профессиональных обязанностей в различных условиях с сохранением физического и психического здоровья.
-
Система поведенческих реакций и процессов саморегуляции, способствующих изолированию, контролю и снижению психологических рисков.
-
Характеристики средовых ресурсов. Целенаправленный подбор средовых ресурсов, средовые комплексы, Функциональность средовых комплексов.
-
Специализация и разделение труда; централизация управления; соотношение структуры и функций организации; формализация задания; участие в управлении (принятии решений); кадровая политика, продвижение по службе.
-
Цели деятельности руководителей, специалистов, работников направленных на работу в Арктику и районы крайнего севера(реальность, ясность, противоречивость и т. д.).
-
Политика найма; оценка деятельности; режим работы, сдвиги рабочих смен; охрана труда и техника безопасности; организация рабочего места.
-
Характеристика личностных ресурсов: телесные, душевные и духовные. Здоровье, отношение к нему как ценности. Оптимизация жизнедеятельности.
-
Включенность в коллектив; позитивное общение; душевная близость; удовлетворенность взаимоотношениями; активная мотивация преодоления; отношение к стрессам как к возможности приобрести личный опыт и возможности личностного роста.
-
Модель поведения, ожидаемого от сотрудников с учетом требований работы в регионах Арктики. Типологические особенности личности, значимые для динамики групповых отношений.
Тема 3. Диагностика личностных ресурсов для работы в Арктической зоне
-
Психологическое тестирование индивидуальное и коллектива.
-
Самооценка и самоанализ источников профессионального стресса по различным параметрам. Рабочие и индивидуальные характеристики.
-
Дневник самонаблюдения.
-
Инвентаризация симптомов стресса. Шкала организационного стресса Маклина.
-
Диагностика типов реагирования на стресс.
-
Опросник профессионального выгорания. Поведение типа А. Смысложизненные ориентации (Д.А. Леонтьев).
-
Методика оценки качества жизни Р. С. Элиота.
-
Определение жизнестойкости.
-
Построение целостной характеристики личности по данным самонаблюдения и измерения.
Тема 4. Технологии саморегуляции (преодоления стресса)
-
Основные положения теории стресса Г. Селье.
-
Отечественная наука о стрессе (Ф. Зеер, В. Бойко, Н. Водопьянова). «Синдром полярного напряжения» (В.П. Казначеев).
-
Неизбежность и специфичность стресса для человека в Арктике, задача по его контролю, снижению и преодолению.
-
Общие рецепты преодоления и профилактики стрессов (Б. Швальбе и Х. Швальбе, Г. Селье, Д. Карнеги и др.).
-
Фундаментальный навык эмоционально-ориентированного преодоления стресса:упражнения с глубоким дыханием.
-
Фундаментальный проблемно-ориентированный навык: самооценка.
-
Основные навыки, позволяющие изменить чувства, мысли и поступки. Снижение возбуждения и изменение негативных эмоций. Контроль над гневом и выработка устойчивости к фрустрации. Подавление нежелательных мыслей.
-
Тренинг инокуляции стресса.
-
Тренинг уверенности в себе.
-
Тренинг социальных навыков.
-
Изменение мыслей и убеждений. Прямые действия, направленные на изменение стрессовой ситуации.
-
Специальные вмешательства, ориентированные на чувства, мысли и действия: временной контроль; визуализация и воображение.
-
Определение индивидуальных предпочтений в технологиях саморегуляции.